Новости
Арктический экспресс: новая эра грузоперевозок или вызов для экологии?
Рост числа рейсов по СМП между Шанхаем и Архангельском до 20 в 2025 году — часть глобального тренда. Климатические изменения делают арктические маршруты доступнее, а санкционное давление на Россию подталкивает к поиску альтернативных путей в Азию.
Как отмечает Александр Цыбульский, ключевое преимущество «Арктического экспресса» — комбинация морских и железнодорожных перевозок. Это позволяет Китаю сократить зависимость от южных маршрутов, а России — монетизировать свою географию. Но за кадром остаются нюансы:
- Ледовая разведка — даже с уменьшением льдов без ледокольного сопровождения не обойтись;
- Конкуренция — СМП пока уступает по объёмам Суэцкому каналу (менее 5% от его грузопотока);
- Экология — выбросы в Арктике растут, а авария танкера может привести к катастрофе.
Интересно, что в фокусе проекта — не только сырьё, но и высокотехнологичные грузы. Это меняет восприятие СМП как «нефтегазовой трассы», но требует инвестиций в портовую инфраструктуру. Пока же Архангельск готовится стать главными воротами в Арктику для азиатских партнёров.