Connect with us

Новости

Северный морской путь: Почему без Китая амбициозные планы России окажутся под вопросом? Взгляд на грузопоток и инфраструктуру.

Published

on

Северный морской путь (СМП) за последние годы прочно вошел в повестку дня высшего руководства России и Китая как стратегически важный маршрут. На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) посол КНР в России Чжан Ханьхуэй подтвердил высокий интерес Пекина к этому коридору, заявив о необходимости создания новых, безопасных и стабильных логистических путей с Россией по СМП. По его словам, текущие транспортные мощности уже не справляются с растущими потребностями колоссального двустороннего товарооборота.

Заявление о необходимости «срочно создавать» такие коридоры – это не просто дипломатическая фигура речи, а, скорее всего, отражение реальных проблем с пропускной способностью и надежностью существующих логистических цепочек. Китайский бизнес, активно наращивающий торговлю с Россией, нуждается в гарантированных и эффективных способах доставки грузов. Интерес к СМП обусловлен потенциалом сокращения времени в пути между Азией и Европой (хотя для Китая важны и маршруты в европейскую часть России, а также доставка ресурсов из Арктики), а также желанием диверсифицировать риски, связанные с перегруженностью или геополитической нестабильностью на традиционных южных маршрутах. Под «безопасностью и стабильностью» могут подразумеваться как физическая защищенность маршрута, так и предсказуемость условий судоходства, включая доступность ледокольной проводки и адекватное страхование.

Россия, со своей стороны, возлагает на СМП огромные надежды, рассматривая его как национальный приоритет и ключевой элемент развития Арктики. В 2022 году был утвержден комплексный план развития СМП до 2035 года, предусматривающий реализацию более 150 мероприятий, направленных на модернизацию портов, строительство флота, развитие систем навигации и связи. Плановые показатели роста грузопотока впечатляют: с 34 млн тонн в 2022 году до 80 млн тонн в 2024, 150 млн тонн в 2030 и 220 млн тонн в 2035 году.

Анализ и Углубление:

Однако, данные за 2024 год демонстрируют серьезное отставание от намеченного графика. По предварительным итогам, грузоперевозки по СМП в 2024 году составили лишь порядка 37.9 млн тонн. Это менее половины от целевых 80 миллионов. Такое существенное невыполнение плана заставляет задуматься о причинах и перспективах. Среди возможных факторов отставания:

  1. Недостаточная готовность инфраструктуры: Несмотря на реализуемые проекты, модернизация портов (особенно на восточном участке СМП), строительство перегрузочных комплексов и дноуглубительные работы могут идти медленнее, чем требуется для кратного увеличения грузопотока.
  2. Ограничения флота: Хотя Россия активно строит ледоколы и суда ледового класса, их количества и типов может пока не хватать для обеспечения круглогодичной навигации по всей трассе СМП для требуемого объема грузов.
  3. Несформированная грузовая база: Главная проблема, возможно, заключается в том, что под амбициозные планы пока не подкреплена достаточная гарантированная грузовая база, в первую очередь, со стороны крупных международных игроков. Основной текущий грузопоток – это сжиженный природный газ (СПГ) и нефть с проектов в Арктике. Для достижения 80, а тем более 150-220 млн тонн, необходим приток новых типов грузов и новых грузоотправителей.

Именно здесь критической становится роль Китая. Как крупнейший торговый партнер России и один из главных потребителей энергоресурсов и сырья, а также крупный производитель контейнерных грузов, Китай обладает потенциалом для заполнения значительной части необходимого грузопотока. Заявление посла КНР не просто вежливый интерес, а индикатор готовности Пекина стать ключевым участником развития СМП, но, вероятно, на условиях, которые будут учитывать китайские интересы в части надежности, стоимости и безопасности маршрута. Для России это означает необходимость не только ускорить реализацию инфраструктурных проектов, но и предложить Китаю выгодные условия сотрудничества – возможно, включая совместные предприятия по развитию прибрежной инфраструктуры, участию в капитале портов или даже совместное использование флота. Без привлечения столь крупного игрока, как Китай, преодолеть отставание от планов и реализовать грандиозные арктические амбиции России будет крайне затруднительно.

Continue Reading
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *