Новости
РЖД под давлением: Анализ майского снижения грузоперевозок и поиск точек роста
Майские оперативные данные от РЖД подтвердили опасения экспертов: тенденция к сокращению объемов железнодорожных перевозок сохраняется и даже усиливается. Цифра в 94,6 млн тонн погруженных грузов за май 2025 года, что на 9,4% ниже показателя мая 2024-го, выглядит достаточно тревожно. Это не просто статистическая флуктуация, а отражение более глубоких процессов, происходящих в экономике страны и на глобальных рынках.
Кумулятивный итог за январь-май 2025 года также не внушает оптимизма: 465,2 млн тонн отправленных грузов – это на 7,3% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Такое последовательное снижение заставляет пристальнее взглянуть на причины и возможные последствия для всей транспортной отрасли и смежных секторов.
Грузооборот: менее резкое падение, но вопросы остаются
Показатели грузооборота, которые отражают не только вес, но и расстояние перевозки, демонстрируют более сдержанное снижение. Так, тарифный грузооборот за пять месяцев составил 1049,2 млрд т/км (-0,8% к прошлому году), а грузооборот с учетом порожнего пробега вагонов – 1300,7 млрд т/км (-0,6%). Этот диссонанс между падением физических объемов и относительно стабильным грузооборотом может свидетельствовать о нескольких факторах:
- Увеличение среднего расстояния перевозки: Возможно, сокращаются перевозки на короткие расстояния, в то время как дальнемагистральные перевозки, особенно в восточном направлении, сохраняют свою интенсивность или даже растут. Это может быть связано с переориентацией экспорта.
- Изменение номенклатуры грузов: Не исключено, что в структуре перевозок увеличилась доля грузов с большей добавленной стоимостью, которые перевозятся на более значительные расстояния, компенсируя отчасти выбытие массовых, но «коротких» грузов.
- Эффективность использования подвижного состава: Незначительное снижение грузооборота с учетом порожнего пробега может указывать на то, что РЖД старается оптимизировать логистику и сокращать непроизводительные рейсы порожних вагонов, хотя общее снижение активности все равно сказывается.
Контекст и вызовы
Снижение погрузки на железной дороге традиционно рассматривается как один из опережающих индикаторов состояния промышленности и деловой активности. Текущая ситуация может быть обусловлена комплексом причин:
- Адаптация экономики к новым условиям: Продолжающаяся структурная перестройка экономики, поиск новых рынков сбыта и выстраивание новых логистических коридоров – процессы небыстрые и сопряженные с временными просадками.
- Конъюнктура на сырьевых рынках: Цены и спрос на ключевые российские экспортные товары (уголь, металлы, удобрения) напрямую влияют на объемы их железнодорожных перевозок.
- Инфраструктурные ограничения и развитие: Несмотря на усилия по развитию Восточного полигона, его пропускная способность все еще может быть лимитирующим фактором для наращивания экспорта в АТР.
В этих условиях перед РЖД и правительством стоят задачи не только по анализу текущего спада, но и по выработке мер для стимулирования грузопотока, повышения эффективности перевозочного процесса и дальнейшей диверсификации маршрутов и номенклатуры грузов. Возможно, потребуется пересмотр тарифной политики для определенных видов грузов или направлений, а также ускорение инвестиций в развитие узких мест железнодорожной сети.