Connect with us

Статьи

Отчетность в грузоперевозках

Published

on

Введение: Пульс вашего логистического бизнеса

Представьте себе сложный механизм швейцарских часов. Каждая шестеренка, каждый винтик должен работать в идеальной синхронизации. Грузоперевозки – это такой же механизм, только гораздо масштабнее и динамичнее. А что является главным инструментом часовщика, позволяющим следить за точностью хода? Правильно, наблюдение и фиксация данных. В мире логистики эту роль выполняет отчетность грузоперевозки. Это не просто скучные таблицы и цифры, это – пульс вашего бизнеса, его кардиограмма, позволяющая вовремя заметить аритмию и принять меры. Без грамотно выстроенной системы отчетности любая, даже самая перспективная транспортная компания, рискует превратиться в неуправляемый состав, летящий под откос. Сегодня мы разберем, почему отчетность – это не бюрократическая повинность, а мощнейший инструмент управления, оптимизации и роста.

.

Что такое отчетность в грузоперевозках и зачем она нужна кровь из носу?

Отчетность грузоперевозки – это систематизированный сбор, обработка, анализ и представление информации о всех аспектах транспортно-логистической деятельности. От момента принятия заявки до подтверждения доставки и получения оплаты – каждый этап должен быть задокументирован и проанализирован.

Зачем это нужно?

  1. Контроль и прозрачность: Вы всегда знаете, где ваш груз, кто за него отвечает, какие расходы понесены, соблюдаются ли сроки. Это исключает «серые зоны» и возможность злоупотреблений.
  2. Оптимизация расходов: Анализ отчетов по топливу, ремонту, пробегу, простоям позволяет выявить «узкие места» и сократить ненужные траты.
  3. Повышение эффективности: Отчеты о производительности водителей, использовании транспортных средств, скорости доставки помогают оптимизировать маршруты, загрузку и графики работы.
  4. Принятие взвешенных управленческих решений: Данные – основа для стратегии. Планировать расширение автопарка, выход на новые рынки или изменение тарифной политики без анализа текущей ситуации – все равно что идти по минному полю с завязанными глазами.
  5. Соблюдение законодательства: Налоговая, транспортная инспекция, таможня – все эти органы требуют определенной отчетности. Ее отсутствие или некорректное ведение чревато штрафами и проблемами.
  6. Улучшение клиентского сервиса: Предоставление клиентам точной информации о статусе их груза, своевременное информирование о задержках (и их причинах) повышает лояльность и доверие.
  7. Финансовое планирование и бюджетирование: Отчетность дает четкое представление о доходах и расходах, рентабельности отдельных направлений или клиентов, что необходимо для составления реалистичных бюджетов.

Кейс из жизни №1: «Пробуждение от спячки»

Одна региональная транспортная компания N (назовем ее так) долгое время работала «по старинке». Заявки принимались по телефону, путевые листы заполнялись от руки, а анализ расходов сводился к ежемесячному подсчету «сошлось – не сошлось». Прибыль вроде бы была, но владелец чувствовал, что бизнес стагнирует, а конкуренты уходят вперед. Решили внедрить простейшую CRM-систему с модулем отчетности. Первые же отчеты повергли в шок: оказалось, что около 15% рейсов были убыточными из-за неоптимальных маршрутов и «холостых» пробегов на обратном пути. Расходы на топливо по некоторым водителям необъяснимо зашкаливали. После нескольких месяцев сбора данных и анализа, компания пересмотрела логистику, ввела систему мотивации для водителей, основанную на экономии топлива и отсутствии порожних пробегов, и уже через полгода рентабельность выросла на 12%. Это яркий пример того, как базовая отчетность может вскрыть скрытые проблемы и указать путь к их решению.

Виды отчетов в грузоперевозках: Раскладываем все по полочкам

Отчетность бывает разной, в зависимости от целей и пользователей. Условно ее можно разделить на несколько категорий:

  1. Оперативная отчетность:
    • Отчет о текущем местоположении транспортных средств (ТС): Показывает, где находится каждый автомобиль в режиме реального времени. Формируется на основе данных GPS/ГЛОНАСС-трекеров.
    • Отчет о выполнении заявок: Статус каждой перевозки (принята, в пути, доставлена, ожидается оплата).
    • Отчет о простоях: Фиксирует время и причины простоев (погрузка/разгрузка, ожидание документов, поломка, отдых водителя).
    • Отчет о соблюдении графика: Сравнение планового и фактического времени прибытия/убытия.
  2. Финансовая отчетность:
    • Отчет о доходах и расходах по каждой перевозке/клиенту/направлению: Позволяет рассчитать рентабельность.
    • Отчет по затратам на топливо (ГСМ): Расход по каждому ТС, сравнение с нормами, выявление пережогов.
    • Отчет по затратам на ремонт и обслуживание ТС: Учет запчастей, работ, плановых ТО.
    • Отчет по дебиторской и кредиторской задолженности: Контроль своевременности оплат от клиентов и расчетов с поставщиками.
    • Сводные финансовые отчеты (P&L, Cash Flow): Общая картина финансового здоровья компании.
  3. Аналитическая отчетность:
    • Анализ рентабельности: По клиентам, маршрутам, типам грузов, видам ТС.
    • Анализ эффективности использования автопарка: Коэффициент загрузки, среднесуточный пробег, время в рейсе vs время простоя.
    • Анализ производительности водителей: Пробег, расход топлива, количество выполненных рейсов, соблюдение скоростного режима, отсутствие штрафов.
    • Сравнительный анализ показателей за разные периоды: Динамика развития, выявление трендов.
    • ABC/XYZ-анализ клиентов и грузов: Выделение наиболее прибыльных и стабильных партнеров/направлений.
  4. Отчетность для контролирующих органов:
    • Налоговая отчетность: Декларации, книги учета доходов и расходов.
    • Статистическая отчетность: Формы, требуемые Росстатом.
    • Отчетность для транспортной инспекции: Данные о прохождении техосмотров, режиме труда и отдыха водителей (по тахографам).
    • Таможенная отчетность (для международных перевозок): Декларации, транзитные документы.

Углубление в анализ: Ключевые метрики (KPI) для отслеживания

Просто собирать данные – полдела. Важно понимать, на какие показатели обращать внимание. Вот некоторые ключевые KPI (Key Performance Indicators) в грузоперевозках:

  • Стоимость километра пробега (Cost per Kilometer/Mile): Сумма всех затрат (топливо, амортизация, зарплата водителя, ремонт и т.д.), деленная на общий пробег.
  • Утилизация автопарка (Fleet Utilization Rate): Процент времени, в течение которого ТС находятся в работе, а не простаивают.
  • Процент своевременных доставок (On-Time Delivery Rate): Количество доставок, выполненных в срок, к общему числу доставок.
  • Среднее время в пути (Average Transit Time): Помогает оценивать эффективность маршрутов и скорость работы.
  • Затраты на топливо на 100 км (Fuel Consumption per 100 km): Контроль расхода ГСМ и стиля вождения.
  • Коэффициент загрузки ТС (Load Factor): Отношение фактического веса/объема перевезенного груза к максимальной грузоподъемности/вместимости ТС.
  • Средний доход с рейса/километра (Average Revenue per Trip/Kilometer): Оценка доходности операций.
  • Количество инцидентов/повреждений груза (Number of Incidents/Damages): Показатель качества и безопасности перевозок.
  • Удовлетворенность клиентов (Customer Satisfaction Score — CSAT/NPS): Обратная связь от заказчиков.

Виды грузов и специфика их отчетности

Разные типы грузов требуют особого подхода к документации и отчетности. Это не просто формальность, а необходимость, продиктованная безопасностью, условиями хранения и транспортировки, а также законодательными нормами.

  1. Генеральные грузы (General Cargo):
    • Это самая широкая категория, включающая упакованные товары, продукцию в ящиках, мешках, на паллетах (например, бытовая техника, строительные материалы, товары народного потребления).
    • Особенности отчетности: Стандартный набор документов (товарно-транспортная накладная (ТТН), CMR для международных перевозок, путевой лист). Важен учет веса, объема, количества мест. Отчеты о сохранности упаковки при приемке и сдаче.
    • Пример производителя: Допустим, компания «СтройМастерКомплект», производящая сухие строительные смеси и лакокрасочные материалы. Для них важна отчетность, подтверждающая доставку точно в срок на объекты, целостность мешков и банок, а также возврат подписанных накладных для бухгалтерии.
  2. Наливные грузы (Liquid Bulk Cargo):
    • Нефтепродукты, химические вещества, пищевые жидкости (молоко, соки, растительные масла). Перевозятся в цистернах.
    • Особенности отчетности: Строгий учет объема и плотности (для пересчета в массу) при наливе и сливе. Сертификаты качества, паспорта безопасности (MSDS) для химикатов. Контроль температуры (если требуется). Акты замера, отчеты о промывке и дезинфекции цистерн.
    • Пример производителя: Представим агрохолдинг «Золотое Поле», который производит подсолнечное масло. Для них критична отчетность по чистоте цистерн перед загрузкой, точному объему загруженного масла (с учетом температуры, влияющей на плотность), и отсутствию потерь при транспортировке.
  3. Насыпные и навалочные грузы (Dry Bulk Cargo):
    • Зерно, уголь, руда, песок, щебень. Перевозятся самосвалами, зерновозами, в открытых полувагонах.
    • Особенности отчетности: Точное взвешивание до и после загрузки/выгрузки. Акты взвешивания. Отчеты о потерях при перевозке (просыпь). Учет влажности для некоторых грузов (например, зерна).
    • Пример производителя: Угледобывающее предприятие «Сибирский Уголь». В их отчетности ключевую роль играют данные с весовых комплексов на погрузке и выгрузке, отчеты о качестве угля (зольность, влажность), а также отчеты о выполнении объемов поставок по контрактам.
  4. Скоропортящиеся грузы (Perishable Goods):
    • Продукты питания (мясо, рыба, молочные продукты, фрукты, овощи), цветы, медикаменты. Требуют соблюдения температурного режима. Перевозятся в рефрижераторах.
    • Особенности отчетности: Обязательный температурный лог (распечатки с термописца рефрижератора или данные с датчиков). Ветеринарные и фитосанитарные сертификаты. Отчеты о соблюдении санитарных норм при погрузке/выгрузке.
    • Пример производителя: Фармацевтическая компания «ФармБиоСинтез», производящая вакцины и другие термолабильные препараты. Для них отчетность по температурному режиму на всем пути следования – это вопрос не просто качества, а безопасности и эффективности лекарств. Любое отклонение должно быть зафиксировано и расследовано. Они могут использовать системы мониторинга с датчиками температуры, данные которых интегрируются в общую систему отчетности.
  5. Опасные грузы (ADR/Dangerous Goods):
    • Легковоспламеняющиеся, токсичные, взрывчатые, радиоактивные вещества.
    • Особенности отчетности: Специальные разрешения на перевозку, ДОПОГ-свидетельства у водителей и на ТС. Аварийные карточки. Строгое соответствие маркировки и упаковки. Отчеты об инструктажах водителей. План перевозки, согласованный с компетентными органами.
    • Пример производителя: Химический завод «ХимПромРеактив», производящий кислоты и щелочи. Их логистический отдел формирует пакеты документов, включающие паспорта безопасности на каждую партию, инструкции для водителя на случай ЧП, и строго контролирует наличие всех разрешений. Отчетность включает подтверждение квалификации водителя и исправности специализированного транспорта.
  6. Негабаритные и тяжеловесные грузы (Oversized/Heavy-lift Cargo):
    • Промышленное оборудование, строительная техника, части конструкций.
    • Особенности отчетности: Специальные разрешения на движение по дорогам общего пользования. Схемы крепления груза. Согласованные маршруты. Отчеты о привлечении автомобилей прикрытия или сопровождения ДПС.
    • Пример производителя: Машиностроительный завод «ТяжМашДеталь», выпускающий крупные узлы для энергетического оборудования. Для них каждый проект перевозки уникален. Отчетность включает не только стандартные документы, но и детальные фотоотчеты о процессе погрузки, крепления, транспортировки и выгрузки, а также копии всех разрешений и согласований.
  7. Ценные грузы (Valuable Cargo):
    • Ювелирные изделия, произведения искусства, электроника, наличные деньги.
    • Особенности отчетности: Повышенные требования к безопасности. Отчеты о вооруженном сопровождении (если есть). Описи с указанием стоимости. Акты приема-передачи с видеофиксацией. Страховые полисы. Контроль доступа к грузу.
    • Пример производителя: Компания «ЭлитЭлектроникс», производящая дорогостоящие микрочипы и компоненты для аэрокосмической отрасли. Их отчетность по логистике включает многоуровневую систему подтверждения личности на всех этапах передачи груза, пломбирование с уникальными идентификаторами и детальные отчеты службы безопасности.

Технологии на службе отчетности: От Excel к AI

..

Если раньше отчетность велась преимущественно в бумажном виде или в лучшем случае в таблицах Excel, то сегодня на помощь приходят современные технологии:

  • TMS (Transportation Management Systems): Специализированные программы для управления перевозками. Они автоматизируют сбор данных, формирование отчетов, планирование маршрутов, расчет стоимости и многое другое. Многие TMS-системы предлагают кастомизируемые дашборды с ключевыми KPI.
    • Производители: На рынке существует множество разработчиков TMS, от крупных международных вендоров, таких как SAP (с их решением SAP Transportation Management) или Oracle (Transportation Management), до более нишевых и локальных компаний, предлагающих гибкие и адаптированные под региональные нужды системы. Например, условная компания «ЛогиСофтПро» могла бы специализироваться на TMS для среднего бизнеса в СНГ, предлагая интеграцию с 1С и местными системами GPS-мониторинга.
  • GPS/ГЛОНАСС-мониторинг: Датчики на автомобилях передают данные о местоположении, скорости, пробеге, расходе топлива, стиле вождения, открытии дверей фургона, температуре в рефрижераторе. Эти данные автоматически попадают в систему и используются для формирования отчетов.
    • Производители: Компании вроде Teltonika, Omnicomm, или глобальные игроки типа Geotab, производят оборудование для трекинга и телематики. Их устройства собирают огромный массив данных, который становится основой для детализированной оперативной и аналитической отчетности.
  • ERP (Enterprise Resource Planning) системы: Комплексные системы управления предприятием, которые могут включать модуль логистики или интегрироваться с TMS. Позволяют видеть полную картину бизнеса, связывая логистику с финансами, складом, закупками.
  • BI (Business Intelligence) платформы: Инструменты для глубокого анализа данных и визуализации. Помогают находить неочевидные закономерности, строить прогнозы и представлять информацию в удобном для восприятия виде (графики, диаграммы, дашборды).
    • Производители: Microsoft (Power BI), Tableau, Qlik – это примеры мощных BI-инструментов, которые позволяют превратить сырые данные из отчетов в ценные инсайты. Компания, производящая, скажем, замороженные продукты («ФростФудМастер»), могла бы использовать BI для анализа эффективности холодильной цепи, сопоставляя данные от датчиков температуры с отчетами о качестве продукции при доставке и находя корреляции, которые помогли бы оптимизировать упаковку или режимы транспортировки.
  • Мобильные приложения для водителей: Позволяют водителям оперативно передавать информацию о статусе доставки, прикреплять фотографии документов, фиксировать простои, общаться с диспетчером.
  • EDI (Electronic Data Interchange): Электронный обмен данными с клиентами и партнерами, что ускоряет документооборот и снижает количество ошибок.
  • AI и Machine Learning: Перспективные технологии, которые могут использоваться для предиктивной аналитики (прогнозирование поломок, спроса, оптимальных маршрутов с учетом пробок), автоматического распознавания документов, оптимизации загрузки.

Кейс из жизни №2: «Цифровой скачок небольшой экспедиторской фирмы»

Небольшая экспедиторская компания «ТрансЭкспресс» (вымышленное название) столкнулась с проблемой роста. Количество заказов увеличивалось, но штат диспетчеров не справлялся с ручной обработкой информации. Часто возникали ошибки в документах, клиенты жаловались на отсутствие оперативной информации о грузах. Владелец, молодой и амбициозный предприниматель, решил инвестировать в облачную TMS-систему и оборудовать все привлеченные автомобили GPS-трекерами.
Результат не заставил себя ждать:

  • Время на обработку одной заявки сократилось в 2 раза.
  • Количество ошибок в документах уменьшилось на 80%.
  • Клиенты получили доступ в личный кабинет, где могли отслеживать свои грузы онлайн.
  • Автоматические отчеты по рентабельности позволили отказаться от убыточных направлений и сконцентрироваться на прибыльных.
  • Появилась возможность анализировать работу привлеченных перевозчиков и выбирать наиболее надежных.
    Через год компания не только справилась с возросшим объемом, но и увеличила свою долю на рынке, став примером эффективного использования современных технологий в отчетности и управлении.

Сравнение точек зрения: Детализация vs. Обобщение, Ручной труд vs. Автоматизация

В вопросах отчетности часто сталкиваются разные подходы:

  1. Детализация vs. Обобщение:
    • Сторонники детализации утверждают, что чем подробнее отчет, тем больше информации для анализа и тем точнее выводы. Они хотят видеть каждый чих: расход топлива до грамма, время стоянки до минуты. Это полезно для выявления мелких, но многочисленных утечек ресурсов.
    • Сторонники обобщения (часто это топ-менеджмент) предпочитают сводные отчеты с ключевыми показателями. Им важна общая картина и тренды, а не копание в мелочах. Переизбыток деталей может «замылить» глаз и затруднить принятие стратегических решений.
    • Истина, как всегда, посередине. Нужен баланс. Руководителям отделов (логистики, финансов) нужна детализация для оперативного управления, а высшему руководству – агрегированные данные для стратегического планирования. Современные системы отчетности позволяют настраивать уровень детализации для разных пользователей.
  2. Ручной труд vs. Автоматизация:
    • Консерваторы (или компании с ограниченным бюджетом) могут придерживаться ручного или полуручного сбора данных и формирования отчетов (например, в Excel). Плюсы: низкие первоначальные затраты на ПО. Минусы: высокий риск ошибок (человеческий фактор), трудоемкость, низкая скорость, сложность анализа больших объемов данных.
    • Прогрессисты выступают за максимальную автоматизацию с использованием TMS, GPS, BI-систем. Плюсы: точность, скорость, возможность анализа больших данных, снижение нагрузки на персонал, интеграция с другими системами. Минусы: первоначальные затраты на внедрение и обучение, необходимость квалифицированных специалистов для настройки и поддержки.
    • Реальность: Полностью отказаться от ручного ввода данных пока сложно (например, ввод специфических комментариев или данных от контрагентов, не использующих EDI). Однако, тренд однозначно идет в сторону максимальной автоматизации сбора и первичной обработки информации, оставляя человеку функции анализа, контроля и принятия решений. Даже небольшие компании могут позволить себе облачные решения с ежемесячной подпиской, что снижает порог входа.

Человеческий фактор: Без него никуда (и это тоже нужно учитывать)

Даже самая совершенная система отчетности будет бесполезна, если сотрудники не умеют или не хотят ей пользоваться.

  • Сопротивление изменениям: Внедрение новых систем часто встречает саботаж со стороны персонала, привыкшего работать по-старому.
  • Низкая квалификация: Неумение работать с программами, анализировать данные.
  • Отсутствие мотивации: Если сотрудники не понимают, зачем нужна эта отчетность и как она влияет на их работу и зарплату, они будут относиться к ней формально.
  • «Приписки» и искажение данных: Попытки скрыть свои ошибки или улучшить показатели «на бумаге».

Решение?

  • Обучение: Регулярные тренинги и инструктажи.
  • Мотивация: Привязка KPI из отчетов к системе премирования.
  • Прозрачность: Объяснение целей и выгод от внедрения системы отчетности для каждого сотрудника.
  • Контроль: Выборочные проверки данных, перекрестный анализ.
  • Вовлечение: Привлечение сотрудников к обсуждению форм отчетов и ключевых показателей.

Дополнительная информация и факты, о которых стоит задуматься:

  • Стандартизация: Внутри компании важно разработать единые стандарты и формы отчетов, чтобы все отделы «говорили на одном языке».
  • Регулярность: Отчетность должна быть регулярной (ежедневной, еженедельной, ежемесячной, квартальной) и своевременной. Устаревшие данные бесполезны.
  • Безопасность данных: Информация из отчетов часто является коммерческой тайной. Необходимо обеспечить ее защиту от утечек и несанкционированного доступа.
  • Интеграция: В идеале, система отчетности должна быть интегрирована с бухгалтерским учетом, складскими программами, CRM-системой. Это создает единое информационное пространство.
  • Гибкость: Система отчетности должна быть достаточно гибкой, чтобы адаптироваться к изменяющимся потребностям бизнеса и новым задачам.

Углубление в анализ: Отчетность как инструмент предотвращения рисков

Грамотная отчетность – это не только про оптимизацию, но и про управление рисками.

  • Риск потери или порчи груза: Отчеты о соблюдении условий перевозки (температура, влажность), фотофиксация при погрузке/выгрузке, отслеживание по GPS помогают минимизировать эти риски и, в случае инцидента, быстро найти виновного и разобраться в причинах.
  • Риск ДТП: Анализ отчетов по стилю вождения (резкие торможения, превышение скорости), соблюдению режима труда и отдыха водителей позволяет выявлять «группы риска» среди водителей и проводить с ними профилактическую работу.
  • Риск хищений (топлива, груза): Сравнение данных GPS-трекеров (маршрут, остановки) с путевыми листами, данными датчиков уровня топлива, пломбирование грузов и отчеты о проверке пломб помогают бороться с недобросовестностью.
  • Финансовые риски: Отчеты по дебиторской задолженности позволяют вовремя реагировать на просрочки платежей от клиентов. Анализ рентабельности предотвращает работу «в минус».
  • Репутационные риски: Отчеты о своевременности доставки и качестве сервиса помогают поддерживать репутацию надежного перевозчика.

Кейс-стади: «Холодный расчет для горячих пирожков»

Пекарня «С пылу, с жару» (вымышленное название) доставляла свою свежую выпечку по десяткам мелких магазинов и кафе в городе. Логистика была головной болью: продукция скоропортящаяся, опоздания критичны, машины часто возвращались полупустыми. Внедрили простую систему отчетности, где каждый водитель отмечал время прибытия в точку, количество сданной и возвращенной продукции. Логист начал ежедневно анализировать:

  1. Маршруты: Оказалось, некоторые маршруты были нелогичны, с большими «крюками». Их оптимизировали.
  2. Объемы: Сравнивая заказы и фактические продажи в точках, скорректировали объемы поставок, чтобы уменьшить возвраты.
  3. Время: Выявили точки, где приемка товара занимала неоправданно много времени, провели переговоры с их владельцами.
    В результате, за три месяца процент возврата продукции снизился на 40%, пробег автомобилей сократился на 15%, а жалобы на опоздания практически исчезли. Все это – благодаря анализу простых, но регулярно собираемых данных.

Будущее отчетности в грузоперевозках: Что нас ждет?

  • Real-time everything: Мгновенное получение и обработка данных, позволяющие реагировать на любые отклонения «на лету».
  • Предиктивная аналитика на базе AI: Системы будут не просто констатировать факты, а прогнозировать проблемы (поломки ТС, заторы на дорогах, изменения спроса) и предлагать оптимальные решения.
  • Блокчейн для прозрачности: Использование технологии распределенного реестра для создания неизменяемой и полностью прозрачной истории перевозки, доступной всем участникам цепи поставок.
  • Интеграция с IoT (Интернетом вещей): Еще больше датчиков на грузах, транспортных средствах, инфраструктуре, которые будут поставлять данные для анализа.
  • Эко-отчетность: Растущее внимание к экологическому следу грузоперевозок приведет к появлению детализированных отчетов о выбросах CO2, расходе топлива и использовании экологичных видов транспорта. Компании-производители, стремящиеся к «зеленому» имиджу, такие как гипотетическая «ЭкоФэшн Текстиль», будут требовать от своих логистических партнеров подробной отчетности по углеродному следу каждой поставки их органического хлопка или переработанных материалов.

Заключение: Отчетность – ваш компас в океане логистики

Подводя итог, можно с уверенностью сказать: отчетность грузоперевозки – это не балласт, а жизненно важный элемент успешного логистического бизнеса. Она освещает темные углы, помогает экономить ресурсы, повышать эффективность, радовать клиентов и уверенно смотреть в будущее. Да, внедрение и поддержка качественной системы отчетности требует времени, усилий и инвестиций. Но эти вложения окупаются сторицей, превращая хаос цифр и событий в четкую, управляемую и прибыльную систему.

Независимо от размера вашей компании и типов перевозимых грузов, начните с малого: определите ключевые для вас показатели, выберите удобный инструмент для сбора данных и, самое главное, – регулярно анализируйте получаемую информацию. Превратите отчетность из формальной процедуры в ваш главный рабочий инструмент, и вы увидите, как ваш логистический корабль уверенно пойдет курсом к успеху, обходя рифы и штормы конкурентной борьбы. Помните, кто владеет информацией – тот владеет ситуацией. А в грузоперевозках владение ситуацией – это синоним прибыли и стабильности.

Continue Reading
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *