Connect with us

Статьи

Анализ данных Росстата: Структурные сдвиги в грузообороте транспорта РФ в начале 2025 года

Published

on

Согласно последним данным Росстата, объем грузоперевозок всеми видами транспорта на территории Российской Федерации за период с января по май 2025 года достиг отметки в 3,607 миллиарда тонн. Общий показатель продемонстрировал хоть и скромный, но все же положительный прирост на 0.8% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года.

Однако, за этой невысокой общей цифрой скрывается весьма неоднородная динамика по отдельным видам транспорта, что указывает на возможные структурные изменения в логистических потоках страны.

Ключевым драйвером роста, как видно из статистики, стал автомобильный транспорт. За пять месяцев фуры перевезли 2,657 миллиарда тонн грузов, увеличив свой объем на значительные 3.2%. Этот факт подчеркивает возрастающую роль автоперевозок, которые, вероятно, становятся более востребованными для внутрироссийских маршрутов, доставки «последней мили» или как более гибкая альтернатива в условиях меняющейся логистической среды. Фактически, без этого роста автомобильного сегмента общий грузооборот показал бы отрицательную динамику.

В то же время, большинство других видов транспорта продемонстрировали спад:

  • Железнодорожные перевозки, традиционно отвечающие за транспортировку больших объемов сырья и грузов на дальние расстояния, сократились на 7.4%, составив 465.6 миллиона тонн. Такое снижение может быть связано как с изменением структуры экспорта/импорта, так и с переориентацией части грузопотоков на другие виды транспорта или снижением активности в определенных отраслях, активно использующих ж/д.
  • Наиболее ощутимое процентное падение зафиксировано в водном транспорте. Морские перевозки снизились на 14.2% до 12.6 миллиона тонн, а внутренний водный транспорт показал драматическое сокращение на 30%, перевезя лишь 14.6 миллиона тонн. Столь резкое падение на внутренних водных путях вызывает вопросы и может быть обусловлено неблагоприятными навигационными условиями в ряде регионов, специфическими проблемами в отраслях (например, строительной), зависящих от таких перевозок, или устаревшей инфраструктурой. Морские перевозки, вероятно, продолжают испытывать влияние геополитических факторов и сложностей с международными маршрутами.
  • Трубопроводный транспорт, второй по объему сегмент (457.6 млн тонн), показал относительно небольшое снижение на 1.3%, что говорит о его сравнительной стабильности, связанной прежде всего с экспортом углеводородов.
  • Воздушный транспорт, занимающий наименьшую долю в грузообороте (167.7 тыс. тонн), также показал снижение на 6.5%.

Таким образом, картина грузооборота за первые пять месяцев 2025 года свидетельствует о явном тренде на доминирование автомобильного транспорта, который компенсирует спад по большинству других видов. Это может отражать как адаптацию бизнеса к текущим условиям, так и более глубокие изменения в структуре российской экономики и ее логистических потребностей. Наблюдаемый спад по железной дороге и водному транспорту, особенно внушительный в процентном выражении для последних, является важным сигналом, требующим дальнейшего изучения причин и последствий.

Continue Reading
Click to comment

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *